Новости

31.08.2023

Прототипы героев из рассказов В.М.Шукшина

Прототипы  героев из рассказов  В.М.Шукшина

Откуда Шукшин брал своих героев? На это вопрос Василий Макарович дает ответ в одном из последних своих интервью: « Да и я стремлюсь на Алтай по той же причине: люди! В них жизненные соки писателя… Народ Сростков – мой родной люд – вот ради кого я хочу вернуться в село. Лучше всего я знаю людей своего села. Их судьбы открыты мне как линии на ладони. И они удачнейшим образом ложатся под мое перо, их образы точнее всего удаются мне в рассказах, в повестях». Память и размышления о жизни всегда писателя приводили в родное село. Здесь он родился. Здесь, в Сростках, он бегал босоногим по улицам взбирался на Пикет, купался в Катуни. Отсюда уходил в семнадцать лет в огромную неведомую жизнь. Здесь писал свои рассказы, и многие его герои родом отсюда.
Писатель часто даёт своим героям подлинные имена и фамилии земляков: Сергей Федорович Попов, Мария Попова, Люба Байкалова, Таля, Веня Зяблицкий, дядя Ермолай и многие другие. Делясь своими мыслями об истоках творчества, Шукшин писал: «То ли память о молодости цепка, то ли ход мысли таков, но всякий раз размышления о жизни приводят в село. Казалось бы, там в сравнении с городом процессы, происходящие в нашем обществе, протекают спокойнее, не так бурно. Но для меня именно в селе острейшие схлёсты и конфликты. И само собой как бы возникает желание сказать своё слово о людях, которые мне близки…».
Родные, близкие, соседи, друзья детства и просто хорошо знакомые становились прототипами героев в рассказах В.М.Шукшина. Писатель Леонид Анд. Чикин вспоминал об интересном разговоре с дальней родственницей Шукшина, который состоялся в Сростках: - Однажды, когда я отдыхал в Сростках, дальняя родственница Василия, женщина в годах, у которой уже внуки большие, сказала мне:
- Хоть бы о нас написал, что ли...
- Ну, как... написать?— растерялся я.— Я же стихи пишу. В стихах там... ну, фамилий нету... А у вас есть Шук¬шин! — обрадовался я, вдруг вспомнив о нем.
- Вот он рас¬сказы пишет. И о вас, земляках своих.
- Это Василий-то? А-а-а... Он обо всех своих родст¬венниках написал, а обо мне не пишет.
Я пытался объяснить ей, что писатель, подсмотрев в жизни тот или иной эпизод, интересный случай, вправе по-своему истолковать увиденное, что герой произведения — тип собирательный, слепленный, ну, что ли, склеенный из многих характеров людей, которых знал автор...
- Ну да,— обидчиво перебила она меня.— Склеенный... А фамилии-то все наши, сростинские...

Попов Сергей Федорович (1876 – 1946) - прототип героя в романе «Любавины» (Сергей Федорыч Попов), рассказах «Горе» ( кум Сергей ), «Гоголь и Райка» ( дедушка).
Герой романа «Любавины » Сергей Федорыч Попов носит имя деда В.М.Шукшина по материнской линии, к которому у писателя было особое отношение, о чем вспоминает И.П. Попов, художник и троюродный брат В. Шукшина. В 1971 году писатель позировал ему. В перерыве он подошел к портрету и сказал: « Если будешь меня делать дальше, то я, учти, вот от кого…» и показал на стену, где висела фотография его деда Сергея Федоровича Попова».
Шукшин с необыкновенным уважением относился к старинному, патриархальному порядку жизни в крестьянском доме, в котором видел корни народной нравственной культуры, о чем писал в статье «Слово о малой родине» : «В доме моего деда была непринужденность, была свобода полная… нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда - крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там. Я помню, что там жила шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали…».
Попов С.Ф. переселился в Сростки в1897году из Самарской губернии и обосновался здесь. Занимался земледелием и разведением сельскохозяйственных животных. С 1931г. работал плотником в колхозе «Катунь». Умел читать, писать. Подворье семьи Поповых находилось на окраине, по местному названию, Мордва (улица Советская, где сейчас расположен КДЦ «Катунь»). Похоронен на старом сельском кладбище. Из воспоминаний внучки Н.М. Зиновьевой (Шукшиной):
«Своего деда Сергея помню. Он умер, когда я училась в пятом классе. Чуба как такового «пышного» у него на голове не было. Может в молодости… Хороший дед был, деловой, добрый, мудрый, как – то умел помочь, где было под силу делом, а иногда умным советом».
Дед первым заметил дарования внука Васи и говорил дочери М.С. Куксиной (Поповой): « Дите вырастить, что дом построить- заложишь фундамент неровно- и весь дом наперекосяк. А мальчонку – то береги, из него будет большой человек».

Вениамин Михайлович Зяблицкий - прототип героя из рассказа «Мой зять украл машину дров». Друзья детства часто становились героями рассказов В.М. Шукшина. Как вспоминал Вениамин Михайлович : « Все детские и юные годы мы провели с Васей Шукшиным вместе. Мы убирали хлеб, возили волокушами солому от комбайнов. Летом, когда был сенокос, возили копны. Помню, дядю Ермолая, о котором Вася написал рассказ, был бригадиром». В.М. Зяблицкий в Сростках закончил семилетку. Работал учеником сапожника в совхозной мастерской. Отучился в автошколе в Горно – Алтайске и стал хорошим шофером. Изъездил весь Чуйский тракт в плоть до монгольской границы. В 1963 году во время съемок фильма «Живет такой парень» Шукшин встретился с Веней Зяблицким в Горно- Алтайске. Об этой встрече В.М. вспоминал: «Однажды сижу в столовой – взял две кружки пива – и вижу: мимо проходят несколько человек ненашенского, не местного вида - кто в узких брючках, кто в береточке, кто в темных очках. Вспоминаю, что говорили о какой – то киношной группе, которая снимает здесь фильм. Ну, думаю это они и есть. Смотрю, а за ними идет мужик в сапогах с двойным отворотом, как рыбаки носят, и фуражка в полоску на нем – Вася Попов. Кричу: «Вася!» Он так повернул голову, но меня не увидел. Я вторично кричу: «Вася!» Он тогда узнал меня, подошел, обнялись мы с ним расцеловались.
Позвал их домой - Васю, Рениту Андреевну и Юрия Валентиновича Григорьевых.
Я жил у тещи. И сразу предупредил, что теща у меня строгая, с норовом, так что надо быть поосторожней. «Ничто, Вень, - говорит Вася, - мы тоже не из тех. Срошенские».
Та встреча с другом детства затянулась допоздна. Веня с юмором рассказывал другу про жизнь у тещи, Вася хохотал до слез. И вот чем это потом обернулось - родился рассказ «Мой зять украл машину дров».
« В 1972 году я приехал в Москву, Вася пригласил меня к себе домой. Падает журнал: «На, почитай». Читаю «Вена Зяблицкий, маленький человек, нервный стремительный, крупно поскандалил дома с женой и тещей…» И так далее. Я насмеялся потом говорю: «Ну, Вась, ну что ты тут наплел? Я же тебе совсем не так рассказывал, а ты тут насочинял. И теща у меня не такая уж плохая». А он отвечает: «Сочинять тоже надо уметь ! – и раскатился своим смехом: - Ха - га –ха! Потом будешь вспоминать о теще – посмеешься хоть. А если написать как у тебя было, тебе не интересно будет читать. И теща у тебя- ну, правда? – ведь теща у тебя зануда?» - «Правда». – «Зануда, зануда, ну вот!»


Александр Васильевич Гекман – прототип героя из рассказа «Упорный»
«Знаменитый немец» - так образно можно назвать Александра Ивановича Гекмана, учителя физики Сростинской средней школы. В феврале 1948 года в Сростки приехала учительская семья: Александр Иванович Гекман – физик, его жена Зинаида Ивановна Ковязина – математик. Они прожили в селе до августа 1960 года и оставили о себе добрую память. Многие поколения детей, которым посчастливилось учиться у них, до сих пор, вспоминая родную школу, называют в числе любимых и уважаемых учителей, в первую очередь, Александра Ивановича и Зинаиду Ивановну.
В конце 80-ых годов З.И. Ковязина написала и прислала в музей свои воспоминания.
«…Мой муж Гекман Александр Иванович умер в мае 1970 года. Почти с первого дня войны он воевал на Южном фронте связистом, был тяжело контужен, а в 1945 году демобилизовался для продолжения учёбы в пединституте города Новосибирска (начинал учёбу в Саратовском пединституте, оттуда его взяли в армию в феврале 1940 года). Встретилась я с ним в Новосибирском пединституте в 1946 году. Мы поженились…
Начали работу в Сростинской средней школе с февраля 1948 г. Работали в дневной и вечерней школах, но всё это было в одном здании. (Главное здание музея В.М.Шукшина, авт.)
…В Шукшину разрешили посещать уроки математики, физики и химии в дневной школе, по возможности, и в вечерней. Эти предметы давались ему, конечно, трудно, но он занимался упорно. Занимались у нас дома и в школе. Это был удивительный человек и ученик. Мы, учителя, поражались его трудолюбию, поэтому, естественно, возникало желание помочь ему. Посещая мои уроки математики в дневной школе, он всегда подходил и спрашивал после урока, где было что-то неясно, и не стеснялся учащихся класса, хотя был старше их на 6-7 лет…
Мой покойный муж очень часто беседовал с Васей Шукшиным, они уважали друг друга, поэтому не случайно Шукшин приходил к нам советоваться о поступлении в институт кинематографии.
Впоследствии мой муж стал одним из персонажей рассказа Шукшина «Упорный». Этот рассказ опубликован впервые в «Литературной России» 2 марта 1973 года.
«Учитель физики, очень добрый человек, из поволжских немцев, по фамилии Гекман, с улыбкой слушал возбуждённого Моню… Смотрел в чертёж. Выслушал.
- Вот! - сказал он молодой учительнице с неподдельным восторгом. - Видите, как всё продумано! А вы говорите… - И повернулся к Моне. И потихоньку, тоже возбуждаясь, стал объяснять:
- Смотрите сюда: я почти ничего не меняю в вашей конструкции, но только внесу маленькие изменения. Я уберу (он выговаривал «уперу») ваш жёлоб и ваш груз… А к ободу колеса вместо жёлоба прикреплю тоже стержень – вертикально. Вот… - Гекман нарисовал своё колесо и к ободу его «прикрепил» стержень. - Теперь я к этому вертикальному стержню прикрепляю пружину… Во - от. - Учитель и пружину изобразил.
- А другим концом…
- Я уже такой двигатель видел в книге, - остановил Моня учителя. - Так не будет крутиться.
- Ага! - воскликнул счастливый учитель. - А почему?
- Пружина одинаково давит в обои концы…
- Это ясно?! Взяли ваш вариант: груз…Груз лежит на жёлобе и давит на стержень. Но ведь груз - это та же пружина, с которой вам всё ясно: груз так же одинаково давит на стержень и на жёлоб. Ни на что чуть-чуть меньше, ни на что чуть-чуть больше. Колесо стоит.
Это показалось Моне чудовищным.
- Да как же?! – вскинулся он. – Вы что? По жёлобу он только скользит – жёлоб можно ещё круче поставить, - а на стержень падает. И это одинаково?! – Моня свирепо смотрел на учителя. Но того всё не оставляла странная радость.
- Да! - тоже воскликнул он, улыбаясь. Наверно, его так радовала незыблемость законов механики. – Одинаково! Эта неравномерность – это кажущаяся неравномерность, здесь абсолютное равенство…
- Да горите вы синим огнём с вашим равенством! – горько сказал Моня. Сгрёб чертёж и вышел вон».
Пожалуй, все, кто учился в те годы в Сростинской средней школе, когда физику в старших классах вёл Александр Иванович Гекман, с особой теплотой вспоминают о нём. Уроки его всегда ждали, а не боялись, как уроки некоторых педагогов, хотя тоже талантливых, по-своему. Умный и талантливый учитель умел объяснить труднейшие законы механики, возникновения электрического тока просто и понятно, на всю жизнь.
Вспоминается такой эпизод. Однажды на уроке в седьмом классе проходили тему: «Электричество». У доски стоял слабый ученик Витя Бедарёв. (Кстати сказать, в жизни он потом стал хорошим электриком). На столе приборы, с помощью которых надо объяснить, как электрический ток, образуясь в одном из них, попадает в другой. Задача оказалась непосильной для мальчишки. Гекман начинает нервничать, лицо его краснеет, но он упорно хочет, чтобы парень понял. А когда Александр Иванович сердился, то говорил с сильным немецким акцентом, примерно так: «Опъясни мне, как он (ток) отсюда попадает сюда? Што, понимаешь, он выскакивает бес штаноф из эта катушка и бежит в эта катушка?» Было смешно, но такие ситуации запоминались на всю жизнь, а самое интересное то, что становилось понятно, как электрический ток передаётся на расстоянии.
Может быть, тем, кто связал свою жизнь с математикой и физикой, на пути встречались преподаватели более умные и талантливые. Не знаю. Мне лично не довелось.
В школе постоянно работал кружок под руководством Александра Ивановича. Мальчишки конструировали самолёты, пароходы, летающих змеев и многое другое и занимали в районе и крае призовые места.
Вспоминает один из бывших учеников Сростинской средней школы Шефер Вольдемар (в селе его зовут – Володя): «Наверно, он (Гекман) плохо знал русский язык или ещё почему, но часто употреблял слово «присобачить», когда что-то мастерил». (В значении: приспособить, прикрепить - Авт.). Может быть, ему просто нравилось это ёмкое, интересное слово.
Учащиеся старших классов 1960-1961 учебного года испытали первого сентября огромное разочарование, если не сказать больше. Вместо любимого учителя в класс вошла молодая учительница - физик. К этому долго не могли привыкнуть…
Семья Гекман переехала в рабочий посёлок Павловск Алтайского края, а ещё раньше туда уехали из Сросток три учительские семьи. Именно там зимой 1963 года состоялась встреча молодого режиссёра и писателя В.М.Шукшина с любимыми учителями.
В воспоминаниях Зинаиды Ивановны читаем: «…И вот в феврале мы увидели афишу о приезде в РДК группы молодых кинорежиссёров. В их числе – В.М.Шукшин. Мы, все сростинцы, собрались на эту встречу, заранее приобретя билеты. Но приезд группы задержался из-за бурана часа на три. И вот сообщение: приехали. Начали выходить один за другим кинорежиссёры с кинобанками, и, наконец, наш Василий. Мы все со своими детьми сидели на стульях вдоль стены и по команде Степана Мартыновича Чекушкина (бывшего учителя физкультуры Сростинской средней школы) встали и сказали: «Здравствуйте, Василий Макарович!».
Он был так удивлён и растерян, что выронил свои кинобанки, они покатились по залу, а он обнимал и целовал нас, не находя слов для радости.
Поговорив со своим руководителем,(не помню, кто был), стал выступать первым перед зрителями, хотя планировалось не так, чтобы осталось время поговорить с нами…
И вот всё его выступление сводилось к тому, что он рассказывал не о своей работе, а о том, что он встретил здесь неожиданно своих учителей, тех, кто учил его, и тех, с кем работал. Рассказал некоторые эпизоды своей учёбы и сдачи экзаменов и говорил о своей благодарности нам, как он уважал и ценил нас, что дали ему дорогу в жизнь… И вот мы собрались после его выступления в одной из комнат РДК и больше часа беседовали. Он интересовался всем: как мы живём, как работаем, что нам мешает, как со здоровьем, был внимателен к каждому слову. Тут и сфотографировали нас… После отъезда он посылал нам весточки иногда».
Шукшин сказал как-то, что ему «везло на умных и добрых людей». Именно такими были эти замечательные педагоги, которые оставили существенный след в судьбе и жизни будущего писателя. А неожиданная и приятная встреча 1961года врезалась, видимо, настолько, что десять лет спустя появился рассказ, и любимый учитель назван своим именем, под своей фамилией, выписан почти документально....Жаль только, что сам Александр Иванович не дожил до первой публикации произведения…
Яков Архипович Прохоров( Яша Горячий) - прототип героя из романа «Любавины». Яша Горячий был один из тех сельских активистов, без которых не обходилось ни раскулачивание, ни насильственная коллективизация, ни аресты односельчан. Рвение было не бескорыстным: из разоряемых хозяйств всегда что- нибудь перепадало. Активничал он и позже, в годы Великой Отечественной войны. Ходил он всегда нараспашку, с расстегнутой до пупа рубахой. Был резким по характеру и в Сростках его боялись. «Еще помню такое, - пишет Василий Шукшин. – Стоит у нас по среди избы страшный маленький человек с рыжей бородой – Яша Горячий, грозит пальцем и говорит: «Ты меня не пужай, не пужай – отпужались ». – А мама стоит перед ними говорит негромко: «Ну смотри, Яша, смотри… Я тебя не пужаю… Не доактивничать бы тебе». Потом он полез на полати и стал оттуда сбрасывать березовые чурбаки. Березняк около села запрещалось рубить, но его рубили и прятали, где могли. А Яша Горячий, сельский активист, искал его по домам. А вот что рассказывала Екатерина Тимофеевна Кондратенко (Кондратенчиха): «Мужа взяли 3 апреля 1933 года. Нас выгнали из избы, забрали корову, кур. Яша Горячев заколол свинью прямо в ограде, а меня избил за то, что не отдала ему костюм мужа. Вызвали меня в сельсовет, потребовали, чтобы я рассказала, где муж спрятал оружие. Я ответила, что про оружие в первый раз слышу. Сотрудник ОГПУ из района так ударил меня в ухо наганом, что даже из другого кровь пошла ».


Беляева Наталья.

Фото из фондов музея


Вернуться к списку
Поделиться:
Купить билет

И прекрасна моя родина - Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором

Рассказ «Рыжий», 1974 г.

     

В.М. Шукшин
Виртуальный тур
Контакты

659375 с. Сростки Бийского района Алтайского края ул. Советская, 86.


тел: 8 (3854) 761-135 (отдел экскурсионно-просветительской деятельности)

8 (3854) 761-350 (касса), 8 (3854) 761-285 (приемная)

E-mail: vmmz@shukshin-museum.ru

Электронная запись
Ссылки
Творчество В.М. Шукшина в России и за рубежом