Живое слово Шукшина

29.04.2023

Текст выступления старшего научного сотрудника Чифуровой Н.А на Дискуссионных площадках

Текст выступления старшего научного сотрудника Чифуровой Н.А на Дискуссионных площадках
Шукшин был прекрасным актером, режиссером, писателем, сценаристом.
Тема «Шукшин и театр» обсуждается намного реже, чем другие «шукшинские темы», связанные с литературным творчеством, режиссерскими и актерскими работами В.М. Шукшина в кино.
В последние годы жизни В.М.Шукшин увлекся театром. Взаимоотношения Шукшина с театром прошли свой непростой путь – от полного неприятия этого вида искусства до глубокого постижения – стремительно, неожиданно, закономерно.
          Свои мысли о театре Шукшин не успел записать, но высказал их вслух достаточно определенно. Посмертно были опубликованы в газете «Литературная жизнь»:
«Вообще у меня к театру поменялось отношение…поджидал минуту, когда театр скончается вовсе, а он не кончается, а, напротив, набирает силу. Он вышагнул вперед, кстати, говоря. Наш театр сейчас активнее и интереснее нашего кинематографа – вот это я совершенно отчетливо понял. Не знаю, почему так.
Мне казалось, что театр – менее гибкое, более громоздкое, чем кино, какое-то неповоротливое искусство, а оно оказалось, вышагнуло вперед и уже копается в вопросах, которые кинематограф пока еще не одолел».
    «Я вот только одно заметил, что зрительское самочувствие в театре и кинематографе – разные вещи. Вот в чём разница – мне эту мысль Товстоногов подсказал: читая книгу или сидя в кинотеатре, читатель и зритель присутствуют при том, что когда-то случилось и зафиксировано. А сидя в театре, зритель как бы является свидетелем происходящего сейчас. Это великая штука – сейчас».  (В.М.Шукшин «Еще раз выверяя свою жизнь»).
Точкой отсчета театрального времени В.М. Шукшина стал 1974 год – последний год его жизни. Хотя первооткрыватель «Театра Шукшина» – выдающийся театральный режиссер Андрей Александрович Гончаров, осуществил первую инсценировку и постановку шукшинских рассказов еще в 1973 году в мае, на учебной сцене ГИТИСА. В своей драматической композиции Гончаров объединил десять рассказов Шукшина: «Мой зять украл машину дров», «Дядя Ермолай», «Хозяин бани и огорода», «Операция Ефима Пьяных», «Билетик на второй сеанс», «Космос, нервная система и шмат сала», «Братка», «Думы», «Даешь сердце», «Микроскоп».
Позднее студенческий спектакль под названием «Характеры» был включен в репертуар Малой сцены Московского академического театра драмы им. В.В. Маяковского. С большим успехом прошли два премьерных показа, и наступил долгожданный, ответственный и волнующий вечер, памятный для театральной группы, когда на просмотр по приглашению студентов явился «сам» Шукшин – неконтактный человек, который сначала напряженно, испытующе, недоверчиво присматривался ко всему происходящему. А потом лицо его помягчело, и Василий Макарович начал улыбаться. Это было уже хорошим признаком.
Едва закончился спектакль «Характеры» и отгремели аплодисменты, состоялась запланированная встреча исполнителей с автором.
Шукшин вошел в кабинет режиссера А. Гончарова и молча присел в сторонке. Актеры насторожено ждали, что скажет Василий Макарович. А он молчал, прислушиваясь к репликам. Потом незаметно пересел на диван и заговорил, сказав, что поначалу все-таки не поверил в затею актеров, не понимал, как можно играть прозу, но спектакль убедил его, что такое возможно, за что он благодарен молодым дарованиям. Гончаров воспользовался доверительной интонацией Василия Макаровича и обратился с просьбой написать для театра пьесу.
Прошло несколько месяцев. В декабре 1973 года Шукшин попал в больницу: его мучила язва. Оттуда он вскоре дал знать, что пьеса готова. Студенты, заранее сговорившись с Шукшиным, подогнали к больнице машину и «украли» Василия Макаровича на несколько часов из-под бдительной опеки врачей.
Это была первая вещь, которую В.Шукшин написал для театра, и право первой постановки отдал в театр Гончарова, как и было обещано. Только получилось так, что осуществил ее первым не Московский академический театр им. Вл. Маяковского, а Ленинградский академический Большой драматический театр им. Горького. Ранней весной 1974 г. Шукшин сам принес свою первую пьесу в БДТ Георгию Александровичу Товстоногову. Сам читал ее труппе. Г.А.Товстоногов вспоминал:
«В назначенный день он пришел, пожал всем руки, поднялся на сцену репетиционного зала, сел за столик. В самом начале Василий Макарович сказал:
- Так, маленько я волнуюсь… Театр вы большой и драматический…
Волновался Шукшин ужасно, но прочел со свойственным ему серьезом и юмором, и актеры просто покатывались от хохота. Смех вызывал не только сам текст: не меньшую реакцию вызывали и ремарки, полные авторского иронического отношения к происходящему. Тут меня осенила идея: оставить голос Шукшина в спектакле, чтобы автор как бы сам комментировал и объяснял происходящее. Тогда я попросил его специально записаться, и  он сразу согласился».
. «Со жгучим интересом , жду спектакля по моёй первой пьесе. Вообще к театру меня влечёт. Охота понять, в чём его живая сила, феноменальная стойкость. Если мой первый опыт пройдёт успешно, обязательно найду силы и время поработать для театра». Премьера состоялась 22 июня (30 июня) 1974 года. Публика приняла спектакль с восторгом.
Спектакль «Энергичные люди» в БДТ оказался спектаклем – долгожителем. (Фото представленные в экспозиции).
Символично, что одной из последних ролей Шукшина-актера в кино была роль провинциального драматурга по имени Федор в фильме Глеба Панфилова «Прошу слова». Отчаянно пробивая путь своей пьесе на сцену местного театра, Федор добивается встречи с председателем горисполкома и «режет власти правду – матку в глаза». На съемки этого фильма Василий Макарович приезжал В Ленинград 18 сентября1974 г. и успел сняться только в одном коротком эпизоде, но даже эта маленькая сцена отразила многотрудную и жертвенную судьбу человека, пишущего для театра.
Произведения Шукшина занимают особое место в театральном искусстве  спектакли «Характеры»,  «Энергичные люди», «Точка зрения», «Беседы при ясной луне», «А по утру они проснулись», «До третьих петухов» и др.







Вернуться к списку
Поделиться:
Купить билет

И прекрасна моя родина - Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором

Рассказ «Рыжий», 1974 г.

     

В.М. Шукшин
Виртуальный тур
Контакты

659375 с. Сростки Бийского района Алтайского края ул. Советская, 86.


тел: 8 (3854) 761-135 (отдел экскурсионно-просветительской деятельности)

8 (3854) 761-350 (касса), 8 (3854) 761-285 (приемная)

E-mail: vmmz@shukshin-museum.ru

Электронная запись
Вопрос-ответ
Опрос
Нравится ли Вам новый дизайн сайта, и расположение разделов и рубрик?
Нравится  34 (89.47%)
Не нравится  2 (5.26%)
Затрудняюсь ответить  2 (5.26%)
К опросу
Ссылки
Творчество В.М. Шукшина в России и за рубежом