Живое слово Шукшина
29.04.2023
Текст выступления старшего научного сотрудника Чифуровой Н.А на Дискуссионных площадках
Шукшин был прекрасным актером, режиссером, писателем, сценаристом.Тема «Шукшин и театр» обсуждается намного реже, чем другие «шукшинские темы», связанные с литературным творчеством, режиссерскими и актерскими работами В.М. Шукшина в кино.
В последние годы жизни В.М.Шукшин увлекся театром. Взаимоотношения Шукшина с театром прошли свой непростой путь – от полного неприятия этого вида искусства до глубокого постижения – стремительно, неожиданно, закономерно.
Свои мысли о театре Шукшин не успел записать, но высказал их вслух достаточно определенно. Посмертно были опубликованы в газете «Литературная жизнь»:
«Вообще у меня к театру поменялось отношение…поджидал минуту, когда театр скончается вовсе, а он не кончается, а, напротив, набирает силу. Он вышагнул вперед, кстати, говоря. Наш театр сейчас активнее и интереснее нашего кинематографа – вот это я совершенно отчетливо понял. Не знаю, почему так.
Мне казалось, что театр – менее гибкое, более громоздкое, чем кино, какое-то неповоротливое искусство, а оно оказалось, вышагнуло вперед и уже копается в вопросах, которые кинематограф пока еще не одолел».
«Я вот только одно заметил, что зрительское самочувствие в театре и кинематографе – разные вещи. Вот в чём разница – мне эту мысль Товстоногов подсказал: читая книгу или сидя в кинотеатре, читатель и зритель присутствуют при том, что когда-то случилось и зафиксировано. А сидя в театре, зритель как бы является свидетелем происходящего сейчас. Это великая штука – сейчас». (В.М.Шукшин «Еще раз выверяя свою жизнь»).
Точкой отсчета театрального времени В.М. Шукшина стал 1974 год – последний год его жизни. Хотя первооткрыватель «Театра Шукшина» – выдающийся театральный режиссер Андрей Александрович Гончаров, осуществил первую инсценировку и постановку шукшинских рассказов еще в 1973 году в мае, на учебной сцене ГИТИСА. В своей драматической композиции Гончаров объединил десять рассказов Шукшина: «Мой зять украл машину дров», «Дядя Ермолай», «Хозяин бани и огорода», «Операция Ефима Пьяных», «Билетик на второй сеанс», «Космос, нервная система и шмат сала», «Братка», «Думы», «Даешь сердце», «Микроскоп».
Позднее студенческий спектакль под названием «Характеры» был включен в репертуар Малой сцены Московского академического театра драмы им. В.В. Маяковского. С большим успехом прошли два премьерных показа, и наступил долгожданный, ответственный и волнующий вечер, памятный для театральной группы, когда на просмотр по приглашению студентов явился «сам» Шукшин – неконтактный человек, который сначала напряженно, испытующе, недоверчиво присматривался ко всему происходящему. А потом лицо его помягчело, и Василий Макарович начал улыбаться. Это было уже хорошим признаком.
Едва закончился спектакль «Характеры» и отгремели аплодисменты, состоялась запланированная встреча исполнителей с автором.
Шукшин вошел в кабинет режиссера А. Гончарова и молча присел в сторонке. Актеры насторожено ждали, что скажет Василий Макарович. А он молчал, прислушиваясь к репликам. Потом незаметно пересел на диван и заговорил, сказав, что поначалу все-таки не поверил в затею актеров, не понимал, как можно играть прозу, но спектакль убедил его, что такое возможно, за что он благодарен молодым дарованиям. Гончаров воспользовался доверительной интонацией Василия Макаровича и обратился с просьбой написать для театра пьесу.
Прошло несколько месяцев. В декабре 1973 года Шукшин попал в больницу: его мучила язва. Оттуда он вскоре дал знать, что пьеса готова. Студенты, заранее сговорившись с Шукшиным, подогнали к больнице машину и «украли» Василия Макаровича на несколько часов из-под бдительной опеки врачей.
Это была первая вещь, которую В.Шукшин написал для театра, и право первой постановки отдал в театр Гончарова, как и было обещано. Только получилось так, что осуществил ее первым не Московский академический театр им. Вл. Маяковского, а Ленинградский академический Большой драматический театр им. Горького. Ранней весной 1974 г. Шукшин сам принес свою первую пьесу в БДТ Георгию Александровичу Товстоногову. Сам читал ее труппе. Г.А.Товстоногов вспоминал:
«В назначенный день он пришел, пожал всем руки, поднялся на сцену репетиционного зала, сел за столик. В самом начале Василий Макарович сказал:
- Так, маленько я волнуюсь… Театр вы большой и драматический…
Волновался Шукшин ужасно, но прочел со свойственным ему серьезом и юмором, и актеры просто покатывались от хохота. Смех вызывал не только сам текст: не меньшую реакцию вызывали и ремарки, полные авторского иронического отношения к происходящему. Тут меня осенила идея: оставить голос Шукшина в спектакле, чтобы автор как бы сам комментировал и объяснял происходящее. Тогда я попросил его специально записаться, и он сразу согласился».
. «Со жгучим интересом , жду спектакля по моёй первой пьесе. Вообще к театру меня влечёт. Охота понять, в чём его живая сила, феноменальная стойкость. Если мой первый опыт пройдёт успешно, обязательно найду силы и время поработать для театра». Премьера состоялась 22 июня (30 июня) 1974 года. Публика приняла спектакль с восторгом.
Спектакль «Энергичные люди» в БДТ оказался спектаклем – долгожителем. (Фото представленные в экспозиции).
Символично, что одной из последних ролей Шукшина-актера в кино была роль провинциального драматурга по имени Федор в фильме Глеба Панфилова «Прошу слова». Отчаянно пробивая путь своей пьесе на сцену местного театра, Федор добивается встречи с председателем горисполкома и «режет власти правду – матку в глаза». На съемки этого фильма Василий Макарович приезжал В Ленинград 18 сентября1974 г. и успел сняться только в одном коротком эпизоде, но даже эта маленькая сцена отразила многотрудную и жертвенную судьбу человека, пишущего для театра.
Произведения Шукшина занимают особое место в театральном искусстве спектакли «Характеры», «Энергичные люди», «Точка зрения», «Беседы при ясной луне», «А по утру они проснулись», «До третьих петухов» и др.
Вернуться к списку
Поделиться:
И прекрасна моя родина - Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором
Контакты
659375 с. Сростки Бийского района Алтайского края ул. Советская, 86.
тел: 8 (3854) 761-135 (ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИИ - отдел экскурсионно-просветительской деятельности)
E-mail: vmmz@shukshin-museum.ru
Подписка на новости
Подпишитесь на новости, что бы получать приглашения на мероприятия и новые выставки
Ссылки
АНО «Земляки Шукшина»